Растущий спрос поддержит цены на фанеру

В настоящее время мировой рынок фанеры характеризуется увеличением спроса, а соответственно, и ростом как производства в целом, так и специальных видов фанеры в частности.
Next Business Media

Посмотреть больше статей

В настоящее время потребление фанеры в России от общего объема производства выглядит следующим образом: мебель – 10%, строительство – 10%, тара и упаковка – 4%, машиностроение – 2%, прочие – 5%. На экспорт отправляется более 67% объема производства.

Россия сегодня существенно отстает от развитых западных стран по разнообразию ассортимента выпускаемой фанеры и объемам ее производства. Доля России на мировом рынке фанеры составляет 4,8%. В 2005 году по данным Росстата в России было изготовлено 2,55 млн куб м фанеры, что на 12% превысило уровень 1988 года, на который пришелся максимальный выпуск за все время существования Советского Союза (2,273 млн куб м). Большеформатной фанеры произведено 765 тыс куб м, т.е. порядка 30% от всей производимой в России клееной фанеры, в то время как в 1998 году этот показатель составлял всего 14%. Следует отметить, что в настоящее время в зарубежной практике производство фанеры больших форматов составляет 50–85%.

Цены на березовую клееную фанеру в начале 2005 года стабилизировались, а затем снизились. Импортеры исходят из того, что в последующие месяцы производители будут стабильно обеспечены заказами, так что цены, вероятно, будут оставаться неизменными или слегка повысятся. Повышение цен, возможно, приведет к тому, что покупатели перейдут на закупки менее качественных сортов, если они будут иметься в достаточном количестве. Что касается российской фанеры, то в настоящее время на российском рынке особым спросом пользуются сорта березовой фанеры с пленочным покрытием, так что российские заводы расширяют свое производство облицованной пленкой клееной фанеры, и соответственно, остается меньше необработанной фанеры для экспорта.

Для обеспечения в 2015 году выпуска фанеры в объеме 2,9 млн куб м мощности будут увеличены более чем на 400 тыс куб м. При этом до 50% от них будет введено за счет технического перевооружения и реконструкции предприятий.

Анализ состояния мирового рынка фанеры свидетельствует об устойчивом росте производства. За последние годы производство фанеры превысило 40 млн куб м в год. Мировое производство фанеры в 2004 году составило 43,1 млн куб м (таблица 1).

При этом средние темпы роста объемов выпуска постоянно росли. Если за последние 10 лет рост объемов выпуска составлял в среднем около 0,4% в год, то за последние три года этот показатель увеличивался в среднем на 3,6%, достигнув максимальных темпов роста 6,8% в 2003 году.

По данным UNECE рост производства фанеры в России в последние три года составил 18,8% (таблица 2). Производством клееной фанеры к 2005 году в России занимались около 50 крупных и средних предприятий. Из них на 11 предприятиях производилась большеформатная фанера. При этом до 20% от всей клееной фанеры, выпускаемой российскими производителями, или примерно 2/3 от объемов производства большеформатной фанеры, приходится на водостойкую строительную фанеру.

Доля России на мировом рынке фанеры составляет 4,8%. С таким показателем российские производители не могут оказывать существенного влияния на конъюнктуру рынка. Объем российского экспорта большеформатной фанеры за последние три года устойчиво рос в среднем на 14% в год, в основном, за счет существенного роста экспорта лиственной фанеры. Больше всех эту продукцию импортируют США – 159 тыс куб м, в то же время среди остальных импортеров лидирует Великобритания – всего 34 тыс куб м. Несмотря на увеличивающиеся объемы экспорта, возможности фанерного производства России ограничиваются существенными недостатками, характеризующими предприятия этой отрасли. К ним, в первую очередь, следует отнести:

• выпуск продукции нецелевого назначения (более 90% объема производства). В практике развитых стран более 60% – это фанера специального и специализированного назначения, выпускаемая, как правило, в облагороженном виде (отделанная или облицованная);

• низкий технический уровень производства, следствием чего является низкая производительность труда (на предприятиях в странах с устоявшейся рыночной экономикой производительность труда на одного рабочего примерно в 1,5–2 раза выше, чем в России);

• недостаток производственных мощностей по выпуску отечественных материалов для склеивания и облагораживания фанеры.

К упущенным возможностям фанерных предприятий следует отнести и малое использование таких древесных пород, как лиственница и осина. Тем не менее на фоне производства основных древесных материалов ситуация в фанерной промышленности в последние годы существенно улучшилась, в первую очередь, в результате увеличения экспорта.

В последнее время в России наметился значительный ввод мощностей по производству фанеры за счет технического перевооружения, реконструкции и строительства новых предприятий, планируется увеличение выпуска большеформатной фанеры на водостойких фенолоформальдегидных клеях для производства авто-, вагоно-, контейнеростроения, строительной опалубки и панельного домостроения. Увеличивается производство фанеры с облицованной поверхностью.

Фанера строительного качества поступает на европейский и американский рынок из Бразилии, Индонезии и Малайзии. Российская фанера в данном сегменте до последнего времени не выдерживала ценовой конкуренции. Однако рост фрахтовых ставок, а также перебои с поставками индонезийской фанеры, имевшие место в 2004 году, существенно повысили привлекательность российской фанеры для этих рынков.

В сегменте высококачественной фанеры российские экспортеры конкурируют, главным образом, с финскими и латвийскими производителями. При этом финские поставщики традиционно предлагают специальные и узконаправленные сорта фанеры, а российские и латвийские экспортеры – высококачественную фанеру общего назначения (рисунок 1).

Общемировое производство большеформатной фанеры в 2004 году составило 29,5 млн куб м. Лидером по производству большеформатной фанеры являются США, на долю которых приходится 45% мирового производства (рисунок 2).

Удельный вес больших форматов в производстве фанеры в США в 2004 году составил 85% или 13,3 млн куб м (таблица 3).

Мировое потребление фанеры сегодня выглядит следующим образом: строительство – 50%, мебельная промышленность – 35%. Оставшиеся 15% приходятся на авиа- и вагоностроение, производство тары и другие отрасли. Рост производства большеформатной фанеры стал, в большей степени, следствием увеличившегося спроса со стороны строительства, а также мебельной промышленности.

В последние годы наибольший вклад в оживление мебельной промышленности внесли европейский, североамериканский и китайский рынки. Инвестиции в новые предприятия, выпускающие продукцию на экспорт, привели к быстрому росту производства мебели в Китае и Польше. В настоящее время около 25% мебели производится в развивающихся странах, и более трети от этого объема приходится на долю Китая. Экономический рост в США, а также признаки оздоровления экономики в Германии и Японии позволяют сделать прогноз: спрос на мебель в ближайшие годы будет расти во всех странах с устоявшейся экономикой. В США и Канаде прогнозный рост составляет около 3% в год. В Германии, Великобритании, Франции и Италии – 2% в год, в Японии – 1%. Более быстрыми темпами спрос вырастет в Восточной Европе, России, странах Азиатско-Тихоокеанского региона и в Южной Америке.

Согласно докладу агентства Global Insight, ожидается, что к 2008 году объем мирового строительного рынка увеличится до $4,8 трлн по сравнению с $3,5 трлн в 2003 году.

Прогнозируется, что в ближайшие пять лет наибольший рост будет наблюдаться в сфере нежилищного строительства (с ежегодным увеличением на 3,6% в период до 2008 года). Северная Америка станет лидером в этой области с показателем в 7,4%. В Восточной же Европе и Азии данный рост составит соответственно 3,1% и 3,8%.

Ожидается, что объемы жилищного строительства будут ежегодно увеличиваться на 1,5% в ближайшие два года. Это станет единственным видом строительства с низким ростом. При этом в Восточной Европе рост объемов такого вида строительства будет на уровне 3%. В этой зоне наблюдается относительно низкий уровень обеспеченности жильем. В результате растущей урбанизации в Азии объемы жилищного строительства возрастут к 2008 году на 2,9%. Что касается России, то в Госстрое РФ прогнозируют рост объемов строительства жилья в России к 2010 году до 72 млн кв м в год.

Для обеспечения в 2015 году выпуска фанеры в объеме 2,9 млн куб м мощности будут увеличены более чем на 700 тыс куб м. При этом до 50% из них будут введены за счет технического перевооружения и реконструкции предприятий. К 2010 году прогнозируется увеличить экспорт фанеры до 1,7 млн куб м, что составит 64% от общего объема производства.

С учетом достаточно высокого спроса на березовую клееную фанеру на внутреннем рынке и хорошей обеспеченности производственных предприятий заказами российская фанерная промышленность демонстрирует устойчивый рост, который продолжится в обозримом будущем.

Тема этой статьи Маркетинг
Еще интересные темы:

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры