Обзор мировых рынков целлюлозно-бумажной продукции за январь–февраль 2006 г.

В начале года цены на NBSK выросли на всех рынках
Next Business Media

Посмотреть больше статей

В начале января цены на целлюлозу NBSK на спот-рынке в США упали больше, чем ожидали участники рынка. Цена на целлюлозу, поставленную на восток и средний запад США, составила $480–510 за тонну, на 23% ниже декабрьской контрактной цены.


Организации

Чтобы сократить остатки на складах в конце года основные производители NBSK продали около 30 тыс тонн продукции по цене $480 за тонну. Компании Pope & Talbot и Mercer International сообщили покупателям о повышении январских цен в США на $20 до $660 за тонну.

Во второй половине месяца компании Canfor и Domtar начали переговоры с покупателями в Северной Америке о повышении цен с 1 февраля на $20 за тонну. Вскоре к ним присоединилась и компания Weyerhaeuser. Цена на NBSK в США выросла на $15 до $490–530 за тонну, а ее разрыв с контрактной ценой сократился на 3%. Цена на целлюлозу SBSK в январе осталась на уровне $490–500 за тонну, на 20% ниже контрактного уровня.

С 1 февраля повысила цену на NBSK до $660 за тонну компания Bowater (График 1). Повышение цен сразу несколькими производителями привело к росту спот-рынка NBSK в США в начале февраля на $10 до $500–540 за тонну, его разрыв, таким образом, с контрактным рынком сократился до 19%. К середине месяца спот-рынок поднялся еще на $10, но контрактные цены росли быстрее. Они поднялись на $20 до $660 за тонну. В конце февраля два крупных производителя бумаги вышли на спот-рынок, что поддержало цены. А в первую неделю марта рынок NBSK поднялся еще на $10 до $520–560 за тонну, сократив, таким образом, разрыв с февральскими контрактными ценами на 18%. Выросла в цене и целлюлоза SBSK, спот-цены на нее составили $520–530 за тонну, на $10 выше предыдущего уровня.

В декабре на цены на NBSK в Европе оказывали давление попытки всех участников рынка распродать свои запасы до конца года. При этом поставщики уверяли, что цены ниже $500 за тонну уже не найти. И уже к середине января спот-цены на NBSK в Европе начали расти вслед за ростом январских контрактных цен (График 2). Спот-цены поднялись с $500 до $510–520 за тонну, и участники рынка ждали дальнейшего роста. В начале февраля цены поднялись еще на $20 до $530–540. Поставщики говорили о низких уровнях запасов и ждали роста контрактных цен, надеясь уже в феврале поднять NBSK до уровня $630–640 за тонну. К середине месяца спот-цены поднялись еще немного – до $540. А в первую неделю марта достигли $540–550 за тонну. Контрактные цены увеличились с $600 за тонну до $620–630 за тонну, при этом большая часть сделок проходила на верхнем уровне. Производители не оставляли надежд поднять в марте цены до уровня $630–640 и рассчитывали на дальнейший рост в апреле.

В Китае в начале января спот-цены на мягколиственную целлюлозу BSK поднялись на $10, что дало основания производителям надеяться и на такой же рост целлюлозы NBSK. В Корее цена BSK также поднялась на $10 за тонну. К середине месяца спот-цены на BSK в Китае взлетели на $30–40 за тонну, а цена на NBSK поднялась на $30–40 за тонну. Большую часть потребителей в Китае составляют небольшие и средние бумажные и картонные комбинаты, у которых наблюдался низкий уровень запасов.

Начало февраля, когда в Китае традиционно празднуют Новый год, не принесло ощутимых изменений на рынке. Спрос на целлюлозу BSK оставался сильным, однако цены держались на прежнем уровне. Производители искали возможности повышения цен на целлюлозу из сосны лучистой на $20 за тонну и планировали подвинуть вверх на $10–20 цену тонны целлюлозы BSK. В начале марта движение вверх в Азии возобновилось. Целлюлоза NBSK поднялась на $30 за тонну, а цена целлюлозы из сосны лучистой увеличилась на $20 за тонну сразу после того, как трейдеры увеличили закупки.

Производители высококачественной бумаги готовы к повышению цен в Европе

В конце января южноафриканская компания Sappi объявила о планах повысить цены на мелованную чистоцеллюлозную бумагу с 1 февраля на всех рынках на 5%. Как заявил во время телеконференции генеральный директор компании Джонатан Лесли: «У нас хороший портфель заказов и в США, и в Европе. В США мы наблюдаем, что рынок укрепляется в связи с сокращением импорта, которое произошло в январе». Гендиректор Sappi считает, что у рынка хорошие перспективы, а возводимые новые производственные мощности были восполнены выросшим спросом. По его словам, сейчас производственные мощности меньше превосходят спрос, чем в конце 90-х годов. Но кроме этого, ожидается сокращение производственных мощностей в Северной Америке на 10% в связи с закрытием комбинатов, выпускающих мелованную высококачественную бумагу. Ожидаются также закрытия некоторых комбинатов и в Европе. Как отметил Лесли, сразу несколько позитивных факторов сейчас влияют на развитие спроса. «Рекламные расходы растут вместе с проходящими в мире разными мероприятиями, такими, например, как Мировой кубок по футболу», – считает он. – «Это усиливается значительным ростом потребительского доверия в Германии. Кроме того, просыпается Япония, которая занимает 20% мирового потребления мелованной высококачественной бумаги, а рост спроса в Восточной Европе в 2005 году составил 16%, столько же и в Китае».

В конце февраля сразу несколько производителей мелованной чистоцеллюлозной бумаги объявили о намерениях повысить цены в Европе. Однако с начала года цены уже снизились на разных европейских рынках до 10–30 евро за тонну. Предыдущие попытки повысить цены на 6–7%, предпринятые производителями осенью, были неудачными.

Но в этот раз производители стали более настойчивыми: у многих были неважными результаты 2005 года в связи с ростом затрат, и производители говорят, что работают на грани самоокупаемости. На первой неделе марта компания M-real заявила о повышении на 5% цен на мелованную чистоцеллюлозную бумагу. Повышение начнется с Германии и будет действовать с первой недели апреля.

Спрос на газетную бумагу в Европе растет

Согласно данным Ассоциации европейских производителей печатных видов бумаги, 2006 год начался ростом на всех рынках. В январе спрос на газетную бумагу в Европе вырос на 7,0%, или на 55 тысяч тонн. Суммарные поставки выросли на 6,8%, и могли бы вырасти больше, если бы не снижение экспорта на 11,1%, в основном, из-за сокращения поставок из Восточной Европы (График 3).

В секторе суперкаландрированной бумаги наблюдался рост поставок за пределы Европы на 38,9%, вместе с ростом поставок внутри региона на 10,1% суммарные поставки в январе выросли до 369 тыс тонн.

Европейский рынок мелованной бумаги без содержания древесной массы рос медленнее. Поставки увеличились всего на 2,0%, несмотря на хорошее увеличение внутренних поставок – на 6,4%. Картину испортил экспорт из Европы, который упал на 11,6%. Зато экспорт немелованной бумаги в январе вырос сразу на 25,0% до 60 тыс тонн, при этом внутренние поставки поднялись всего на 0,5%.

В начале года цены на немелованную бумагу без содержания древесной массы немного поднялись сразу на нескольких рынках Европы.

Еще в декабре основные производители объявили о планах повысить цены с 1 января на 5–10%. Цены пока двигаются вверх неохотно. Форматная бумага сорта C в январе-феврале поднялась в цене на всех основных рынках Европы. Производители полны надежд на то, что смогут до конца первого квартала поднять цены еще выше. Перспективы рынка воодушевляют, особенно в Великобритании, где в феврале цены на немелованные виды чистоцеллюлозных бумаг поднялись на 20 фунтов стерлингов за тонну. Но из-за того, что не все поставщики присоединились к попыткам повысить цены, увеличить цены до желаемого уровня производителям будет непросто.

Европейские цены на мелованные сорта картона поднимаются

С начала 2006 года цены на картон в Европе растут, однако пока еще не все поставщики подняли цены до уровней, объявленных в конце прошлого года. Тем не менее, цены на мелованные сорта картона GD2 выросли в среднем на 30 евро за тонну. Производители стремились поднять цены с 1 января на 50–60 евро за тонну, объясняя необходимость такого шага ростом затрат на энергию, сырье и транспорт. Некоторым производителям удалось поднять цены на GD2 еще на 20–40 евро за тонну.

Объем заказов у производителей находится на хорошем уровне. Некоторые отмечают, что объема сформированных портфелей заказов хватает на две недели для мелованных сортов GD и до четырех недель для коробочного картона FBB. Цены на мелованный сорт GC2 (с пропиткой оборота) не менялись, несмотря на заявления некоторых производителей о планах поднять с 1 января цены на 60–85 евро за тонну.

Несмотря на то, что в конце прошлого года несколько крупнейших европейских производителей картона заявили о повышении со 2 января цен на небеленый крафтлайнер на 50 евро за тонну, в январе цены в основном не изменились (Графики 4–6). Производители стали пытаться поднять цены с 1 февраля. Цены на небеленый крафтлайнер в Германии выросли на 35–40 евро за тонну, во Франции – на 20–35 евро за тонну, в Италии – на 20–35 евро за тонну, в Великобритании – на 15–30 евро за тонну.

Цены на тестлайнер в Великобритании, Франции и Германии до февраля не менялись, а в Италии в январе цены выросли на 15 евро за тонну.

S&P прогнозирует снижение темпов роста деревообрабатывающей индустрии США

Компания Standard & Poor's дала негативный прогноз развития деревообрабатывающей отрасли США в 2006 году.

Как отмечается в сообщении компании, в 2004 году финансовые операционные результаты деревообрабатывающих производств резко выросли вместе с ростом объемов производства и цен на продукцию. Несмотря на то, что прибыльность в целом осталась высокой и в 2005 году, компания считает, что в 2006 году цены будут снижаться на многие виды продукции деревообработки. С начала года по 17 февраля индекс S&P Forest Products Index вырос на 4,9%, в то время как индекс S&P 1500 увеличился на 3,5% в. В 2005 году индекс почти не изменился, в то время как S&P 1500 поднялся на 3,8%, отмечает компания.

Спрос на продукцию деревообработки во многом зависит от строительной отрасли, особенно домостроения. Этот сегмент был достаточно сильным в последние годы, что способствовало росту спроса на продукцию деревообработки. Но сейчас, по мнению Standard & Poor's, поставки выровнялись со спросом, а в домостроении намечается небольшой спад. Хотя строительство новых домов в январе оставалось сильным, аналитики компании считают, что это произошло, в основном, из-за необычайно теплой погоды, установившейся на большей части территории США. Ставки по ипотечным кредитам растут, и компания полагает, что в 2006 году в строительстве новых домов будет спад 8%. Это повлечет падение спроса на пиломатериалы на 12% относительно уровня предыдущего года.

В сентябре 2005 года композитные цены на плиты из-за ураганов быстро росли, однако после этого сильно упали, и сейчас на 30% ниже максимального уровня. Кроме того, несколько производителей OSB в течение 2005–2007 годов собираются открыть производство на 12 новых заводах, что повлечет увеличение производства плит в Северной Америке почти на 30%.

«Принимая во внимание увеличение производственных мощностей в ближайшие два года, мы полагаем, что в текущем году деревообрабатывающая промышленность США будет отставать по темпам роста от индекса S&P 1500», – говорится в сообщении Standard & Poor's.

.

.

Тема этой статьи Маркетинг

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры