Мифы лесной сертификации

Иногда даже прошедшие аудит российские компании так и не могут продвинуть свой товар за рубежом. Часто руководители плохо представляют, какие выгоды получит в результате сертификации их предприятие.
+7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия

Посмотреть больше статей

Иногда даже прошедшие аудит российские компании так и не могут продвинуть свой товар за рубежом. Часто руководители плохо представляют, какие выгоды получит в результате сертификации их предприятие.

Сертификация предприятий на соответствие системам устойчивого лесоуправления в России появилась недавно. Однако уже существует сложившееся представление о сертификации как о единственном пути выхода на «экологически чувствительные» западные рынки. Как показывает практика, иногда даже прошедшие аудит российские компании так и не могут продвинуть свой товар за рубежом. Часто руководители плохо представляют, какие выгоды получит в результате сертификации их предприятие.


Организации

Только опытный консультант способен подготовить компанию к сертификации

На рынке сертификации лесоуправления и качества продукции работает множество частных консультантов и консалтинговых компаний. Своими силами подготовить предприятие к аудиту крайне сложно. Это связано с тем, что большинство компаний не знает процедур аудита. Поэтому соискатели сертификатов готовы платить от $200 до $400 за курс из трех-четырех семинаров. К сожалению, качество услуг консультирования в России оставляет желать лучшего, так как специалисты, именующие себя консультантами, часто сами смутно представляют требования сертификации, для которой готовят предприятие.

Если сравнить иностранные и российские консультационные компании, то можно заметить существенную разницу. Иностранный консультант - это, как правило, бывший аудитор, давно работающий в отрасли. Он не понаслышке знает стандарты аккредитованной программы, процедуры аудита и способен подготовить компанию к сертификации так, чтобы у другого аудитора не возникло вопросов.

В России консультированием занимаются люди с учеными степенями, профессора, бывшие работники лесхозов. При этом здесь очень распространен миф, что чем выше у консультанта ученый ранг, тем он более компетентен в процедурах аудита. Однако, как показывает опыт, человек никогда не сталкивавшийся с лесным сертифицированием на практике, получивший представление о нем из книг, почти всегда совершает ошибки при подготовке предприятия к аудиту. Подготовка предприятия к сертификации не является наукой, это лишь набор стандартных процедур, качество выполнения которых зависит от знаний и практического опыта аудитора.

Некоторые вузы России приступили к обучению лесной сертификации как отдельной специальности. Преподают эту специальность, как правило, специалисты в лесном хозяйстве, никогда не сталкивавшиеся с аудитом на практике. Выпускники этих вузов даже пишут кандидатские диссертации о лесной сертификации. Таким образом, предпринимаются попытки из исключительно прикладной процедуры сделать науку.

В моей практике был случай, когда во время проведения аудита руководители компании-заказчика не предоставили к оценке значительную часть стандарта (около 1/6). Компания оказалась совершенно не подготовлена к прохождению аудита в этой области, потому что консультанты, которые с ними работали, решили, что внедрять для предприятия эту часть стандарта не надо. В результате компания получила сертификат позже, а процедура получения была очень сложной.

По нашему опыту информация об ошибках консультантов часто утаивается, так как любой компании важнее сохранить имидж, чем заплатить за повторное консультирование более квалифицированного специалиста. А отсутствие информации приводит к тому, что некомпетентные консультанты продолжают оказывать «медвежьи услуги» своим клиентам.

Конечно, если бы предсертификационные консультации проводили сами аудиторы, то проблема некачественной подготовки предприятия к сертификации была бы решена. Аудитор заранее объяснял бы, какие требования он предъявит во время аудита. Но по правилам проведения сертификации аудитор не имеет права оказывать консультационные услуги и аудит одному и тому же клиенту. Он лишь может периодически проводить открытые семинары, на которых руководители предприятий получают полноценные знания о стандартах и процедурах аудита.

В России получить сертификат намного проще, чем в любой другой стране

Существует распространенное мнение, что получить сертификат небольшому российскому предприятию практически невозможно из-за его дороговизны и высоких требований. На самом деле в России получить сертификат намного проще, чем в любой другой стране. Российские законы в области управления лесами более строгие, чем за рубежом, поэтому достаточно выполнять их требования, чтобы соответствовать стандарту в части соблюдения законодательства.

Но, конечно, при принятии решения о необходимости сертификации важно оценить и то, какую отдачу принесут средства, инвестированные в сертифицирование лесоуправления. Сегодня на рынке предлагаются два вида сертификации: на соблюдение норм лесоуправления и лесопользования, а так же добровольная лесная сертификация цепочки «от производителя к потребителю» (Chain of Custody - COC).

В России наиболее распространен первый вид, несмотря на то, что прохождение этой сертификации стоит десятки тысяч долларов. Тем временем, во много раз быстрее окупаются инвестиции в получение сертификата СОС, так как цена на такой аудит составляет около $2 тысяч.

Сертификат СОС в частности гарантирует, что ни на одной из стадий прохождения цепочки поставок продукция из сертифицированного источника не смешивается с продукцией из несертифицированного источника. Все участники цепочки от производителя до розничного продавца, имеющие дело с сертифицированным материалом должны быть сертифицированы как участники цепочки COC. Очевидно, что для России, где цепочка торговли как пиломатериалами, так и целлюлозой состоит максимум из одного-двух предприятий, прохождение аудита на получение такой сертификации не является сложным.

В нашей практике были случаи, когда некоторые компании отказывались сертифицироваться, узнав, что для получения COC нужно обязательно внедрить дорогостоящее импортное оборудование для маркировки древесины. На самом деле, сертификат не требует выполнения сверхъестественных задач и в его правилах не заложены обязательства в области модернизации оборудования.

В настоящее время в России насчитывается около 50 лесопромышленных компаний, имеющих возможность продавать сертифицированную древесину и пиломатериалы. Все они производят сертифицированную древесину, и все их покупатели могут получить сертификаты COC. Однако сертификация цепочки «от производителя к потребителю» в России распространена не так широко.

Следует отметить, что конечная цена сертифицированного товара на 35% выше не сертифицированного. За рубежом инвестиции в сертификат COC окупаются в течение двух месяцев. А сертификат устойчивого управления лесами, цель которого - повысить имидж компании, иногда не окупается.

Преобладание в России сертификации лесоуправления является результатом активной экологической политики, проводимой природоохранными организациями. В России, как ни в какой другой стране мира, распространено представление о сертификации, как о единственном пути выхода на «экологически чувствительные» западные рынки. Однако, как показывает практика, даже прошедшие аудит российские компании иногда так и не могут продвинуть свой товар за рубежом.

Западному покупателю в большинстве случаев достаточно знать, что круглый лес, купленный им в России, имеет легальное происхождение. А для подтверждения этого российскому поставщику совсем необязательно иметь на руках сертификат устойчивого лесоуправления и лесопользования.

По нашим оценкам, в ближайшее время инвестиции в «экологические» сертификаты вряд ли будут окупаться. Наоборот, это будет оказывать негативное влияние на развитие бизнеса, так как вместо инвестиций в модернизацию оборудования российские лесопромышленники, под давлением природоохранных организаций, будут тратить средства на проекты с сомнительной окупаемостью.

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры